Воспитатель
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 15854.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Дарья Тимофеева (УИ №691093, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Особенности развития детей младшего и дошкольного возрастаСохранение и укреплениездоровья детей, всестороннее и гармоничное их развитие, подготовка к успешномуобучению в школе зависит от многого. В большей степени от уровня подготовкибудущих педагогов в разных областях таких как: педиатрии и гигиены, областидошкольного образования. Конечно, не стоит забывать об охране здоровья игигиене в семье. В дошкольном возрастеразвитие ребенка происходит неравномерно, но, в целом высокими темпами.Характерной особенностью этого возраста являются значительные индивидуальныеразличия в темпах возрастного развития. Это предъявляет большие требования к педиатрам,педагогическому процессу и особенно - к деятельности педагога по физическойкультуре в дошкольных учреждениях. Так же следует обратить внимание на гигиеническиенавыки дошкольников, обучение им как в семье, так и в дошкольных учреждениях. В своей работе я опишу физиологическиеособенности детей раннего и дошкольного возраста. Особенности, темпы их роста, методы исредства для укрепления и сохранения их здоровья. Так же хочу в своей работе нетолько описать эти процессы, но так же дать характеристику этим процессам.Несомненно, нужно указать меры предотвращения заболевания, укрепления здоровья,привитие навыков гигиены и обслуживания себя. Особенности развития детей раннего идошкольного возраста
Особенности развития детей до года. Период новорожденностиначинается с крика, который знаменует первый вдох ребенка. С этого моментаначинается адаптация ребенка к условиям внешней среды. По окончании периодановорожденности у ребенка грудного возраста наблюдается интенсивный темп ростаи развития У детей грудного возрастапроисходит энергичный рост и окостенение скелета, развиваются мышцы туловища иног. При недостатке в пище витаминов, в первую очередь витамина D, у ребенкаэтого возраста может возникнуть рахит. Позвоночникноворожденного почти прямой. Со 2-го месяца жизни формируются физиологическиеизгибы позвоночного столба. К 1-2 месяцам ребенок держит головку, а к 6 — 7 месяцамребенок начинает самостоятельно сидеть. К концу года начинает ходить. Дети, особенно в первыемесяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность приводит быстрой утомляемости и частому сну. Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. Гуление постепенно сменяется слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь окружающих еговзрослых, сам чаще всего произносит 5 — 10 простых слов. Так же следует заметить огигиенических навыках. В этом возрасте ребенок еще не может ухаживать за собой.так что основную функцию гигиены должна взять на себя мама или другиеродственники. Но при этом уже следует постоянно обращать внимание ребенка ввиде игры на важность этого процесса. Особенности развития детей 1- 2 года. У ребенка на втором году жизни постепенносовершенствуется ходьба, исчезает шаркающая походка. В подвижных и музыкальныхиграх дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте. В простых подвижныхиграх и плясках дети начинают координировать и понимать свои движения. В этот период жизни у детей из отдельных действийскладываются элементы, то есть - основа деятельности. Интенсивно формируется речь, понимание речи окружающихопережает умение говорить. Дети усваивают названия предметов, действий,обозначения некоторых качеств и состояний. Важным приобретением речи и мышленияявляется формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Активныйсловарь к полутора годам равен примерно20-30 словам. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательныеи наречия, а также предлоги. Совершенствуется самостоятельность детей впредметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш овладевает умением самостоятельно есть любуюпищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности. Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знаниетого, как называются основные предметы, помогает ребенку выполнять несложные поручениявзрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения,обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение со взрослым носитделовой, объектно-направленный характер. На втором году закрепляется и углубляется потребностьобщения со взрослым по самым разным поводам. При этом к двум годам детипостепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний квыражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речьстановится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенокохотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми. Особенности развития детей в 2-3 года. Детивладеют основными жизненно важными движениями(ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижнейступеньки. У двух летних детей наблюдается устойчивое эмоциональноесостояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственнымижеланиями. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизмсопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени и дают себепервичную самооценку. Для детей двух летнего возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Однако, в этом возрасте начинает складываться и произвольность поведения. У детей к трем годам появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет. Кризис происходит отосознания ребенком своего “я”. Часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямство, негативизм, нарушение общения со взрослыми и др. Игра носитпроцессуальный характер, главное в ней - действия. Дети уже спокойно играютрядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу 3-го года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками, дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. В сфере познавательного развития восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающеезначение. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Постепенноучитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов. Вниманиедетей непроизвольно. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса кобъекту. Детям сложнонемедленно выполнять просьбы. Объем внимания ребенка очень невелик - один предмет. Память проявляется главным образом вузнавании воспринимающихся ранее вещей исобытий. Преднамеренного запоминания нет. Ребенокзапоминает то, что запомнилось само. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности является рисование и лепка. В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические итанцевальные движения. Ребенок вместе с взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы. В этом возрасте ребенокуже с пониманием дела сидит на горшке. Процесс желания справить нужду уженалажен и он просится, а иногда и самходит в туалет. Понимает, что испачканную одежду нужно переодеть, старается помере своих сил следить за порядком. С помощью взрослого может убирать за собойпосуду. Особенности развития детей в 3-4 года Трехлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями. Моторика выполнения движений уже характеризуется более точным воспроизведением структуры движения. Ребенок в 3-4 года владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания. Самостоятельно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой. К четыремгодам ребенок проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему,стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенкавозникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой,оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность вэмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства. Он активнозаявляет о своем желании быть, как взрослые, включаться в настоящие дела.Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностныйхарактер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чащевсего инициируются взрослым. К четыремгодам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейшихсюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевойхарактер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Детисамостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. Уникальность речевогоразвития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладаетповышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В развитии познавательнойсферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировкиребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение. Рассматривая новые предметы ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать. Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу. Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук,форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе, к исполнению и слушанию музыкальныхпроизведений. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Графические образы бедны, предметны, схематичны. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года аппликацию делают из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей. В музыке ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащуюмузыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах. Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей. Особенности развития детей 4-5 лет К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в которомважная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (этовозраст «почемучек»). В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становитсяцеленаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движениястановятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокаяэмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособностьзавершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляциидвигательной активности. Именно в этом возрастеначинает проявляться лидерство. Уровень функциональных возможностей повышается.Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки.Хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи: они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании проявляется самостоятельность ребенка. Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми вобществе нормами, умеет довести начатое дело до конца. У детейначинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чемуспособствует освоение ими языка эмоций. Эмоциональность пятилетнего ребенкаотличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти,огорчения, удовольствия. К 5-ти годам в элементарном выполненииотдельных поручений проявляется самостоятельность. В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков и дикция. Дети удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Усложняется конструирование. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п.; эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события: соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. Уребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, с взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметными и детализированными. Дети могут вырезать ножницами по прямой и диагонали, к 5-ти годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц. К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения. Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Дети делают первые попытки в творчестве. Особенности развития детей в 5-6 лет Ребенок более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатам к 6 годам начинает доставлять ребенку радость. Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек. К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. В старшем дошкольном возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: ребенок умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых средств. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.Совершенствуется грамматический строй речи. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд до десяти предметов разных по величине. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от не произвольного к произвольному вниманию. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6сгибов); из природного материала. Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей половой принадлежности по существенным признакам. Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния. Проявляет интерес к поступкам сверстников. В трудовой деятельности освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и оценивание своей трудовой деятельности. В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете. Старший возраст – это возраст активного рисования. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций. Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки. Особенности развития детей в 6-7 лет К 7-ми годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения. У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя. Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость. К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе. Семилетнийребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственныхжеланий, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию.Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя»,«хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласиев социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе. Самостоятельностьребенка проявляется в способности безпомощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. К 7-ми годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. В изобразительной деятельности рисунки таких детейприобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Предметы, которые дети лепят и вырезают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Чисто и выразительно поет, правильнопередавая мелодию. Дошкольник может самостоятельнопридумать и показать танцевальное или ритмическое движение.
Заключение. На протяжении всейработы, я описывала физиологические особенности детей раннего и дошкольноговозраста. Особенности, темпы их роста,методы и средства для укрепления и сохранения их здоровья. Развитие детей происходитнеравномерно. В первые года жизни упор в развитии делается на физическоеразвитие и здоровье ребенка. К трем годам происходит осознание себя. Физическоеразвитие замедляется, а упор происходит на развитии логики, мышления,понимания, умственному развитию. Важно заметить, что детив этом возрасте ведут себя по- разному. Кто-то к пяти годам начинает проявлятьсвой характер, кто-то наоборот - очень застенчивый. Все дети очень разные. Ноясно одно. Наша задача как взрослых – помогать им осваивать этот мир, учитькультуре, гигиене, пониманию себя и окружающих. Но не только. Одна из главныхзадач – охранять здоровье, научить детей охранять свое здоровье, научитьпониманию важности соблюдения культурно – гигиенических навыков. К школьному возраступроисходят существенные качественные изменения, связанные с интенсивныманатомическим и функциональным созреванием организма детей, развитиемдвигательного анализатора. Эти изменения позволяют широко развернуть работу поформированию двигательных навыков и развитию физических качеств. А к семи годам детистановятся самостоятельными, активными. Но при всем этом мы не должныпрекращать заботу о них.
1 февраля 2018 в 00:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.